IT-Прогулки #3: PR
Поделитесь с друзьями:

Третью IT-прогулку мы посвятили PR. Последнее время эта сфера только набирает обороты и все больше молодых специалистов выбирают ее для своего профессионального развития.

Мы пообщались с Head of PR KeepSolid, Верой Маюк и узнали, c чего начинать молодым специалистам, какие скилы прокачивать и без каких качеств не стоит начинать движение в сфере коммуникаций.

Итак.

Ирина: Вера, расскажи, пожалуйста, с чего начался твой путь в IT и почему тебя заинтересовала именно эта сфера?

Вера: Мой путь в IT начался с переезда в Харьков. Работа заинтересовала прежде всего возможностью использовать знание английского языка. Моя первая работа, связанная с пиаром, была в концертном агентстве, где язык нужен был крайне редко и тогда, в 2011 году, главной мотивацией было именно желание не забыть язык и не потерять 5 лет ин. яза. Через три с половиной года работы, а это была игровая компания, я вернулась в Одессу и начала работу в KeepSolid.

Ирина: А что было самой большой сложностью в первые недели-месяцы работы в новой сфере и как ты с этим справлялась?

Вера: Сложности были во всем. Во-первых это был переезд в другой город, где я никого не знала. Это была новая сфера, новые правила. Я была в очень большом стрессе. Справлялась плохо. :-)

Я сильно переживала, но мысль о том что придется с позором вернуться в Одессу придавала сил.

Ирина: Вера, сейчас очень много говорят о важности пиара по сравнению с маркетингом, что маркетинг – это очень большие расходы, а пиар, якобы, бесплатный. Как ты считаешь, важнее ли пиар маркетинга и будет ли он в будущем преобладать всё сильней?

Вера: Не считаю, что пиар важнее маркетинга. Они работают на одну цель, на один результат. Пиар по сути является частью маркетинга, цель их – привлечь клиентов, рассказать о бренде, о продукте. Разница в том, что пиар работает с репутацией и с отношением. Мы не только рассказываем нашим пользователям о том, что есть такой продукт, мы рассказываем о его миссии, философии, корректируем мнение общественности, решаем кризисы в случае их возникновения.

Ирина: Знаю, ты работаешь в компании уже 3 года, а всего в пиаре уже 8 лет, как ты выросла профессионально за это время и к чему ты стремишься на сегодняшний день? Какие ставишь глобальные цели?

Вера: За эти 3,5 года я выросла сильно. Это была резкая смена деятельности после игровой компании. Я ничего не знала о том софте, который мы делали. Я не понимала, как он работает. Нельзя было просто взять сюжет игры и описать его журналисту. Нужно было разобраться, как работает VPN. Кроме того я была единственным PR-менеджером в компании и мне очень доверял наш CEO. И это, естественно, сильно повышает мою ответственность: ты что-то пробуешь и отвечаешь за результат. Правда меня никто не наказывал и не наказывает по сегодняшний день за то, что не срабатывало. Я многое проверила, узнала, что реально работает, а что нет, и многому научилась. Кроме того, у нас расширился  PR-отдел, к нам пришла Ира, добавились два PR-менеджера, кто работает с брендом работодателя, кроме того мы пригласили одного PR-менеджера после интернатуры, и у нас появился SMM-менеджер. То есть, отдел растёт.

Мои профессиональные цели на будущее… Расти, повышать свой профессионализм — меня интересует горизонтальный рост, для меня важно узнавать всё время что-то новое, пробовать его. Сейчас нет, пожалуй, такой сферы, где бы знания о твоей профессии работали на протяжении хотя бы двух лет. Сейчас каждые полгода – год всё меняется, и пиар — не исключение. Тенденции смещаются в сторону работы с лидерами мнений. Это то, что нужно пробовать и исследовать, как оно влияет на бренд.

Ирина: Пробовать новое – это же наверняка большая ответственность, ведь ты тратишь ресурсы, бюджет, своё рабочее время, а результат слабо прогнозируемый. Ты наверное тоже брала эти гипотезы из советов профессионалов. Подскажи, что ты читала, изучала, чтобы развивать продукт в правильном направлении. Что посоветуешь изучать молодым специалистам, которые делают первые шаги в профессии?

Вера: Изучать советую всё, максимально. Сложно отобрать что-то ценное из общей массы, когда ты не знаешь ничего. Когда ты только начинаешь свою деятельность, нужно читать все с самых азов. Желательно только не читать книги, которым больше двух лет, – что работало 2 года назад, сейчас не работает. Нужно изучать англоязычные ресурсы, потому что тренды появляются в США (Европе, Японии и т. д.) и именно на таких ресурсах более свежая информация. Кроме этого, конечно же, нужно следить в целом за информационным полем. Советую читать Twitter, использовать BuzzSumo для того чтобы видеть, какие новости в топе, о чем интересно говорить прессе. Раньше было принято работать вообще только через прессу. Сейчас всё сдвигается на лидеров мнений, но пресса всё ещё важна. Нужно следить, чем они живут, о чем они пишут и что хотят знать их читатели, потому что их читатели – это наши пользователи. Советую читать книги, которые выпускаются вот прямо сейчас. Нужно читать о маркетинге, о коммуникациях, о пиаре. Нужно читать о дизайн-мышлении, сейчас есть огромное количество профессиональной литературы. Художественную литературу, в том числе, советую читать, потому что это хорошо расширяет словарный запас. Учиться советую в нашей Интернатуре, конечно же, есть отличные курсы в Высшей школе коммуникации. Если вы оказались в Киеве, ходить на разные встречи, митапы – там их проходит масса. Также нужно следить за тем, что происходит в Одессе, например, наши регулярные митапы Product Talks, можно учиться там. На начальном этапе все подобные мероприятия очень помогают.

Ирина: А кроме этого, какие скилы нужны начинающему PR-менеджеру, который хочет начать работать и развиваться в этом направлении?

Вера: Навыки и знания в пиаре можно развить в процессе работы. Что действительно необходимо – это быть коммуникативным.Если ты стесняешься и хочешь с этим работать, то у тебя получится, если ты стесняешься и  не хочешь хочешь это исправлять, то будет сложно в пиаре, потому что кроме работы за компьютером, когда ты сидишь и пишешь текст, тебе нужно общаться с людьми, понимать что они думают и как. Тебе придется встречаться с ними на конференциях лицом к лицу и разговаривать. Если ты хочешь побороть страх общения, то просто развивай навык коммуникации.

Ирина: Вера, спасибо большое за то, чем ты поделилась сегодня с нами, уверена это будет полезно начинающим PR-специалистам и тем, кто развивает свой продукт. А мы увидимся на следующих IT-прогулках.